Миграция является сложным процессом, в ходе которого люди по разным причинам пересекают границы, меняя место жительства на временное или постоянное. Сущность миграции раскрывается через различные миграционные движения и их функции. Миграция является движением населения, вызванное различными явлениями, имеющими разную природу и последствия. Миграционный процесс представляет собой миграцию населения, которая сопровождается сменой места жительства. Образовательная миграция представляет собой процесс перемещения людей в поисках образования и новых учебных возможностей. Этот феномен обусловлен различными причинами, такими как стремление получить качественное образование, исследование новых областей знаний, культурный обмен и развитие профессиональных навыков. Взаимосвязь между образовательной миграцией и социально-экономическим развитием в развитых странах сложна и многогранна. Хотя это открывает возможности для передачи знаний и подготовки квалифицированной рабочей силы, это также может привести к утечке мозгов и экономическим издержкам. Следовательно, необходимо разработать стратегии и политику, направленные на максимальное использование преимуществ образовательной миграции при одновременном смягчении ее негативного воздействия на социально-экономическое развитие региона. Образовательная миграция играет важную роль в современном мире, способствуя личностному росту, развитию навыков и расширению доступа к образованию, что в конечном итоге способствует прогрессу и процветанию общества. Однако межрегиональная образовательная миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, это способствует межкультурному взаимопониманию и сотрудничеству; с другой стороны, это может усугубить неравенство в доступе к образованию и способствовать утечке мозгов из регионов-доноров. Поэтому крайне важно найти баланс и сформулировать политику, поддерживающую справедливое и устойчивое развитие образования во всем мире. В статье рассматривается понятие, сущность и формы образовательной миграции, а также анализируется особенности и последствия межрегиональной образовательной миграции.
образовательная миграция, мобильность, рабочая сила, трудовая мобильность, миграция, трудовые ресурсы, социальная мобильность, образование
1. Мотыжев В.В. Сущность и функции миграции населения / В.В. Мотыжев // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 122-124.
2. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О.Д. Воробьева // Международное право. – 2021. – №12. – С. 56-78.
3. Вишнякова В.А. Проблемы трудовой миграции в сфере занятости кризисного состояния / В.А. Вишнякова // Соц. политика и социология. – 2020. – №10. – С. 109-114.
4. Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) – URL.:: http://www.consultant.ru/
5. Жеребцов, А.Н. Миграционное право России: учебник для вузов / А.Н. Жеребцов, Е.А. Малышев; под общей редакцией А.Н. Жеребцова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 500 с.
6. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: концепции и практики / В.С. Малахов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 126 с.
7. Кружилин, С.Д. Образовательная миграция в России / С.Д. Кружилин // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т.1. №13. – С. 137-144.
8. Мальцева Е.С. Региональная трудовая миграция: современное состояние и проблемы регулирования: монография / Е.С. Мальцева. – СПб.: Нева, 2019. – 256 с.
9. Ибрагимова, А.А. Влияние миграционных процессов на демографическое развитие муниципальных образований (на примере Республики Татарстан) / А.А. Ибрагимова // В сборнике: Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развитияи управления. Материалы V всероссийской межведомственной научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Р.Е. Рогозиной. Воронеж, 2022. – С. 59-62.
10. Дождиков, А.В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования системы высшего образования / А.В. Дождиков, Е.В. Корнилова // Высшее образование в России. – 2023. – Т.32. №3. – С. 67-83.
11. Питухин, Е.А. Образовательная миграция в регионах России: статистический подход / Е.А. Питухин, О.А. Зятева, Л.В. Щеголева, В.Е. Соколова // Высшее образование в России. – 2023. – Т.32. №8-9. – С. 48-69.
12. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы [указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. №622] // Собрание законодательства РФ. – 2018. – №45. – Ст. 6917.
13. Климова, Т.Б. Образовательный туризм и образовательная миграция: кому интересна Россия / Т.Б. Климова // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2023. – Т.9. №1. – С. 4-15.
14. Ульмясбаева, А.О. Новый взгляд на образовательную миграционную подвижность молодежи в регионах / А.О. Ульмясбаева, Э.И. Забнева // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2023. – Т.16. №1. – С. 95-107.
15. Маяковская, А.В. Образовательная миграция и практики социальной адаптации иногородних студентов (на примере города Казань) / А.В. Маяковская // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2024. – №1. – С. 46-51.