Структура личной конкурентоспособности студентов как детерминанта формирования целевых установок образовательного процесса учебного заведения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Конкуренция на рынке труда формирует потребность в подготовке специалистов, обладающих как развитыми личными качествами, так и специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Компетентность и конкурентоспособность – это основополагающие качества, которые позволяют достичь успеха в начале профессиональной деятельности. Все это актуализирует изучение проблемы личной конкуренции в системе высшего профессионального образования. Проблема формирования профессиональной конкурентоспособности студентов остается одной из наиболее важных проблем, существующих в обучении, которая отражает логику учебного познания и представляет собой движущую силу развития личности. Развитие профессиональной конкурентоспособности нельзя рассматривать отдельно от развития личности, так как профессиональное развитие обусловлено потребностью индивида к эффективной, целенаправленной деятельности, а развитие личности направлено на реализацию творческого, интеллектуального потенциала. Профессиональная конкурентоспособность проявляется в отношении к содержанию и процессу учения; в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами трудовой деятельности. Для формирования навыков личной конкуренции в процессе обучения в ВУЗе необходимо эмпирическое обоснование образовательного процесса. В статье приведены результаты исследования, целью которого было выявление структуры конкурентоспособности студентов вузов и эмпирическое обоснование путей повышения качества формирования навыков личной конкуренции и готовности выстраивать стратегию профессиональной деятельности в соответствии с целевыми установками образовательного процесса университета. Основной задачей - выявление взаимосвязи между условиями локального рынка труда и целевыми установками образовательного процесса университета при формировании конкурентоспособности выпускников вуза. Исследование проводилось методом опроса с помощью гугл-формы, общий объем выборки составил 600 человек. Объект исследования студенты ЯГТУ с первого по четвертый курс бакалавриата, первого и второго курса магистратуры всех факультетов. Студенты КГСХА с первого по четвертый курс бакалавриата экономического факультета.

Ключевые слова:
рынок труда, личная конкуренция, навыки личной конкуренции, целевая установка, развитие личности, трудовая деятельность
Список литературы

1. Ananyev, B. G. (2008). Personality, subject of activity, individuality. Problems of age and differential psychology. Moscow: Direct Media (in Russian).

2. Andreev, V. I. (2003). Pedagogy: training course for creative self-development. Kazan: Centre for Innovative Technologies (in Russian).

3. Bordovskaya N. V. (2012). Professional and personal development of the future specialist as a psychological and pedagogical issue. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitets im. A. I. Herzena, (145), 28-43. Retrieved from https:// library.ru/item.asp?id=17804118 (accessed: 14.05.2024) (in Russian).

4. Zaslavskaya, T. I. (Eds.) (1974). Labour mobility as a subject of economic and sociological research. In Metodologicheskie problemy sociologicheskogo issledovaniya mobil’nosti trudovyh resursov. (pp. 57-69). Novosibirsk: Nauka. Sib. otd-nie (in Russian).

5. Kovaleva, A. I. (2012). Professional mobility. Znaniye. Ponimanie. Umenie, (1), 298-315 (in Russian).

6. Lavrentiev, S. Yu. (2016). Development of future specialist competitiveness: the ratio of personal and professional abilities. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, (3-1), 157-161. Retrieved from http://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=35711 (accessed: 15.09.2024) (in Russian).

7. Maximova, E. V. (2005). Development of student’s competitiveness in the educational process of the university. Extended abstract of candidate’s theesis. Orenburg (in Russian).

8. Mezinov, V. N., & Markova, S. V. (2016). Features of future teacher competitiveness formation in higher education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, (8), 19-23. Retrieved from https://elibrary.ru/ item.asp?id=26421424 (accessed: 14.05.24) (in Russian).

9. Ovsyannikova, T. V. (2017). Higher education and the labor market: on the problem of competitiveness of university graduates. Mir nauki. Sociologiya, Philologiya, Kulturologiya, (4). Retrieved from https://sfk-mn.ru 6 17SFK417 (accessed: 17.08.24) (in Russian).

10. Mitina, L. M. (2002). Psychology of competitive personality development. Voronezh: Izdatel’stvo NPO “MODEK” (in Russian).

11. Varlamova, T.A., Gohberg, L.M., Ozerova, O.K., Portnyagina, O.N., SHkaleva, E.V., & SHugal’, N.B. Education in numbers: 2023: a short statistical collection. Moscow: ISIEZ VSH (in Russian).

12. Popova, I. V., Abramova, M. B., & Stepanova, E. O. (2023). The role of personal competition of the technical university graduate in the local labour market. Journal of regional and international competitiveness, 4(2), 83. Retrieved from https://ystu.editorum.ru/ru/nauka/journal/239/view (in Russian).

13. Fatkhutdinov, R. A. (2007). The essence of competitiveness. Sovremennaya konkurenciya, (3), 99-128 (in Russian).

14. Yudin, B. G., & Lukov, V. A. (2007). Higher education and the problem of human potential of Russia. Gumanitarnoe obrazovanie. Retrieved from https://zpu-journal.ru/gumtech/education/articles/2007/Yudin&Lukov/ (accessed: 12.09.24) (in Russian).


Войти или Создать
* Забыли пароль?