Ярославль, Ярославская область, Россия
Ярославль, Ярославская область, Россия
Статья посвящена анализу процесса модернизации системы образования в России и роли модели персонализированного обучения в повышении конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. В условиях стремительного развития цифровой экономики, одним из основных факторов успешной деятельности является высокий уровень квалификации работников, который определяется, в том числе, современными требованиями работодателей к степени сформированности навыков XXI века. Авторы подчеркивают необходимость исследования модели персонализированного обучения как ответа на запросы работодателей и вызовы, стоящие перед образовательным процессом. В статье рассматриваются подходы к определению цифровой экономики, описывается её связь с системой образования, а также процессы, связанные с цифровизацией образовательной среды. Отмечается особая важность адаптации существующих методов обучения к требованиям современного рынка труда, которые должны включать в себя внедрение инновационных образовательных практик и технологий, ставших доступными в силу процесса цифровизации. Персонализированное обучение акцентирует внимание на индивидуальных потребностях студентов, их интересах и мотивации, что, в свою очередь, способствует развитию гибких компетенций и самостоятельности в обучении. Авторы выделяют ключевые навыки XXI века, связывая их с потребностями работодателей, что, во-многом, определяет конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда. В заключении подчеркивается важность цифровой трансформации образования и перспективы внедрения персонализированных моделей в образовательную практику, что в перспективе создаст новые возможности для формирования необходимых компетенций у студентов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
цифровая экономика, образование, цифровая трансформация образования, персонализированное обучение, навык, навыки XXI века, конкурентоспособность
1. Основы цифровой экономики: учебник / С.С. Носова, А.В. Путилов, А.Н. Норкина. — Москва: КНОРУС, 2021. — 392 с. (Бакалавриат).
2. Иванов В.В. Инновационные территории. Как основа пространственной структуры национальной инновационной системы [Текст] // Регион: экономика и социология. – 2015 – № 1 – С. 227-255.
3. Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход / М.Л. Калужский. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014 – 402 с.
4. Путин В.В. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017— 2030 годы / Путин В.В. [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 08.11.2024).
5. Семьдесят шестая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов с международным участием. 19-20 апреля 2023 г., Ярославль: сб. материалов конф. В 3 ч. Ч. 3. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2023. - 1095 с.
6. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов / [Электронный ресурс] // О национальной доктрине образования в Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901771684?ysclid=m3cjt9yot3960212577 (дата обращения: 09.11.2024).
7. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Гарина В. Ю., Владыкина Л. Б., Антонова О. А., Горбунов В. Д., Лузин Н. А., Кузьменко А. В. Теория человеческого капитала предприятия: монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2012. 429 с.
8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспек тивы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). — 400 экз.
9. Социология цифрового общества: монография / Л.А. Василенко, Н.Н. Мещерякова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2021 – 226 c.
10. Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Э. Ф. Зеер, О. В. Крежевских [Текст] // Образование и наука. Том 24, № 4. —: 2022. — С. 11-39.
11. Персонализированное образование: теория и практика: материалы научно-практической конференции / Уральский Государственный педагогический университет. –Екатеринбург: [б. и.], 2021 – Электрон. дан. – 1 CD-ROM. –Текст: электронный.
12. Требования работодателей к системе профессионального образования Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Г.Ю.Карпухина, А.Г.Левинсон, М.В.Михайлюк, Е.А.Полушкина , О.И.Стучевская Ред.: Т.Л.Клячко , Г.А.Краснова Москва: МАКС Пресс, 2006, cерия «Управление. Финансы. Образование».
13. Навыки XXI века: модель подготовки современного специалиста: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. И.С. Макарьева. – СПб.: СПб ГАПОУ МТК им. адмирала Д.Н. Сенявина, 2021 – 240 с.
14. Зигмунт Бауман Индивидуализированное общество/Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.