О социальной эффективности сервисной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья носит преимущественно теоретический характер, при этом включает актуальные примеры из современной практики ведения бизнеса. Цель работы заключается в изучении природы социальной эффективности, которая создается при осуществлении сервисной деятельности. Основные положения настоящего исследования заключаются в анализе и обобщении современных подходов к эффективности сервисной деятельности, а именно к ее социальной составляющей с использованием традиционных методов научного познания. Научная новизна исследования состоит в формулировании основных принципов сервисной деятельности и интерпретации их применения на различных уровнях, а также выдвижении тезиса о дуальном характере социальной эффективности сервисной деятельности. В ходе исследования принципов сервисной деятельности авторами акцентировано внимание на принципе социальной эффективности, показано проявление принципа социальной эффективности на разных уровнях: от индивида до народонаселения страны. Особое внимание в статье уделено трудоустройству и организации отдыха инвалидов. Во второй части исследования корпоративная социальная ответственность (КСО) сервисного предприятия рассмотрена как проявление его социальной эффективности, обозначены особенности реализации мероприятий КСО предприятиями сферы услуг с конкретными и актуальными примерами из российской практики, в том числе периода пандемии COVID-19. В заключение статьи проведен краткий обзор методов оценки влияния КСО на основную эффективность деятельности предприятия, сформулирован тезис о дуальности социальной эффективности сервисной деятельности – от предоставления профильных услуг сервисными предприятиями и от реализации ими мероприятий корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова:
сервис, деятельность, принцип, эффективность, социальная эффективность, лица с ограниченными возможностями, корпоративная социальная ответственность
Список литературы

1. A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility. Brussels: Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions European Commission, 2011. рp. 15.

2. Charnes A. Measuring the efficiency of decision making units / A. Charnes, W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operational Research. – 1978. – Vol. 2. – Р. 429–444. – Режим доступа: https:// ru.booksc.xyz/book/3008082/f415e2.

3. COVID-19: трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии. Исследование Young Group Social и FIELDS4E PR. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/rbcpro_presentations/2020/755922887901680/presentation9a8fdbff0f81498d9cd39297526ea766.pdf

4. Juran J. M. Architect of Quality. The autobiography of Dr. Joseph M. Juran. McGraw-Hill, 2004, pp. 379.

5. Perrini F., Russo A., Tencati A. CSR strategies of SMEs and large firms, evidence from Italy // Journal of Business Ethics. 2007. № 74. рp. 285-300.

6. Богатые страны достигли рекордного уровня человеческого развития, но беднейшие страны – в упадке 13 марта 2024 / Официальный сайт © Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2024/03/1450362.

7. Высочина М.В. Использование рейтингов для оценки имиджа коммерческого банка / М.В. Высочина, М.Ю. Ваховская // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2023. – № 3(64). – С. 33-47. – EDN FPVSAY. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56390726.

8. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. —Москва:Эдиториал УРСС, 1999. —704 с.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль: Т. 4. Р–V. – М.: Русский язык, 1982. – 683 с.

10. Жойдик А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний. Финансовый университет при правительстве РФ: дис. канд. экон. наук. / А.П. Жойдик – М., 2015. – 198 с. – Режим доступа: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/dissertations/ Жойдик%20А.П.%20 (18.03.2016)%209aaf93cf93dbd8bf359a467cba49c424.pdf.

11. Защук М.С. Методы оценки эффективности социальной ответственности бизнеса / М.С. Защук // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2021. – № 10. – С. 97–100. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46978986.

12. Игловская А.И. Оценка эффективности систем корпоративной социальной ответственности электросетевых компаний России с использованием метода анализа среды функционирования / А.И. Иговская, А.А. Сальникова // Век качества. – 2019. – №3. – С. 86–105. – URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=41138211.

13. Индекс развития человеческого потенциала. Информационный портал NoNews [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/indexhuman#:~:text=%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%E2%80%94%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9,%C2%BB%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%C2%AB%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%C2%BB.

14. КалакутокБ.А. Концептуальная модель корпоративной социальной ответственности / Б.А.Калакуток, М.А.Измайлова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – №. 2. – С. 187–194. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=46245176.

15. Костарнова Н. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность / Н. Костарнова // Сайт Forbes. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-vkorporativnuyu-socialnuyu

16. КузьмичеваС.Ю. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности / С.Ю.Кузьмичева // Молодой ученый. – 2019. – № 10(248). – С. 115–118. Режим доступа: https://elibrary. ru/item.asp?id=37100682.

17. Лучшая оценка социального воздействия (SIA). Все, что вам нужно знать / Сайт Airiodion (AGS). – Режим доступа: https://www.airiodion.com/social-impacts-assessment/.

18. Машуров Д. Об «особом» человеке и его возможностях/ Д. Машуров // Сайт СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта». Электронный ресурс. – Режим доступа: https://visitkronshtadt.ru/ob-osobomcheloveke-i-ego-vozmozh

19. Свириденко Ю.П. Сервисная деятельность: учебное пособие / Ю.П. Свириденко, В.В. Хмелев. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 174 с.

20. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов, И.П. Павлова; под общ. ред. В.К. Романович. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 156 с.

21. Скоробогатова Т.Н. Роль стейкхолдеров в деятельности предприятий сферы услуг / Теория и практика предпринимательской деятельности: Материалы международной научно-практической конференции ученых и специалистов / Т.Н. Скоробогатова, С.Н. Кулева. – Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2006. – C. 51-53.

22. Скоробогатова Т.Н. Сервисная логистика в рекреационном секторе: Монография / Т.Н. Скоробогатова – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – 403 с.

23. Социальная ответственность. Сайт Tele2 Россия, 2024. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://msk.tele2.ru/about/company/ethics

24. Тульчинский Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский // СПб.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012. – 236 с. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2012/06/27/1255909757/verst_26.04.2012.pdf.


Войти или Создать
* Забыли пароль?