Содержательные аспекты категории «профессия»: генезис и современное состояние
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследована эволюции категории «профессия» в контексте взаимосвязи с системами подготовки квалифицированных кадров в отечественной и зарубежной практике. Уточнена ее сопряженность с такими категориями как «специальность», «компетенция», «квалификация», «профессиональный стандарт», «образовательный стандарт». Установлено, что генезис исследуемой категории отражает ход развития современного общества, его укладов, в том числе связанных с разделением труда и появлением занятости по найму, формированием финансово-экономической, образовательной и научной инфраструктуры, а также структуры занятости в сфере материального и нематериального производства. Выявлено, что на современном этапе как в западных странах, так и в национальной экономике под влиянием научно-технического прогресса компетентностная база профессий расширилась, в их рамках стали появляться специальности, т.е. конкретные области знаний, умений, навыков, прочих способностей в рамках конкретной профессии. Также для текущего периода характерна практически повсеместная институализация профессиональных квалификаций, в том числе, связанная с трансформацией общественных отношений, политического переустройства социумов и появлением новых форм занятости. Отмечено, что после внедрения Болонской системы в Российской Федерации профессиональные стандарты и Общероссийский классификатор задают структуру и перечень направлений подготовки, а ФГОС определяет, как именно реализуются образовательные программы в рамках этих направлений. Введение профессиональных и образовательных стандартов привело к трансформации содержательно-смыслового наполнения категорий «профессия» и «специальность», которые в большей степени стали пониматься как квалификация (т.е. набор знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), а не как вид трудовой деятельности. Указано, что в настоящее время в институциональном базисе отечественной системы профессиональной подготовки имеются существенные недостатки, требующие реформирования.

Ключевые слова:
профессия, специальность, квалификация, разделение труда, подготовка кадров, профессиональные стандарты
Список литературы

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения 25.06.2025).

2. Кротов Д. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации // Гуманитарий Юга России. 2024. Т. 13. № 3 (67). − С. 152–165. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2024.3.13; EDN: https://elibrary.ru/TKVEGX

3. Курдюк П.М., Павлов Н.В. к вопросу о реформе высшего юридического образования в Российской Федерации // Юриспруденция: теория и практика. 2024. № 4. С. 18-22. EDN: https://elibrary.ru/QDNOCX

4. Ма Я. Управление высшим образованием в России в период проведения реформ // International Journal of Professional Science. 2023. № 6. С. 51-56. EDN: https://elibrary.ru/KWSTXK

5. Пуляева В. Н. Конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда // Современная конкуренция. 2024. Т. 18. № 5. С. 33–47. DOI: https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-5-33-47; EDN: https://elibrary.ru/MMEWDS

6. Серебрякова Т.Ю. Проблемные аспекты профессиональных компетенций бухгалтера и их освоения в зависимости от уровня образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2023. № 8 (560). С. 11-25. EDN: https://elibrary.ru/TIQFYJ

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210 (дата обращения 25.06.2025).

8. Одоевцева С. Магистратуру решили разделить на три сегмента // Московский комсомолец – 11.01.2024. – URL: https://www.mk.ru/social/2024/01/11/magistraturu-reshili-razdelit-na-tri-segmenta.html?ysclid=mcysskhgn0248748786 (дата обращения 25.06.2025). DOI: https://doi.org/10.36130/CTD.01.2024.01

9. Чернышенко Д. К 2030 году проект «Профессионалитет» охватит 100% профессиональных образовательных организаций. – URL: http://government.ru/news/51789/ (дата обращения 25.06.2025).

10. Большая советская энциклопедия – URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F (дата обращения 25.06.2025).

11. Sharma B. R. Professionals in the making: their social origin // Economic and political weekly. 1976. pp. M5-M10. Ahmed N. The origin of the professions. University Islam Sultan Sharif Ali (UNISSA) 2022.

12. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. №. 8. С. 36-45. EDN: https://elibrary.ru/KTUKMN

13. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Это неуловимое понятие профессии // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. №. 3. С. 9-38. EDN: https://elibrary.ru/VARBLU

14. Важенина А.Ю. Принципы появления новых профессий // Цифровизация как драйвер развития науки и образования. 2021. С. 63-66. EDN: https://elibrary.ru/KFQOIB

15. Pound R. Legal Profession in the Middle Ages // Notre Dame Law. 1943. Vol. 19. pp. 229.

16. Новичков Н. Об эволюции научных знаний о профессиональной деятельности человека // Общество и экономика. 2016. №. 4. С. 92-102. EDN: https://elibrary.ru/VZSRGH

17. Дружилов С. А. Профессия, профессиональная деятельность, субъект в системе «человек-профессия-общество» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. №. 3. С. 39-66. EDN: https://elibrary.ru/YATMVF

18. Hughes E. C. The professions in society // Canadian Journal of Economics and Political Science / Revue canadienne de economiques et science politique. 1960. Vol. 26. No 1. pp. 54-61. DOI: https://doi.org/10.2307/138818

19. Bellis C. S. Professions in society // British Actuarial Journal. 2000. Vol. 6. No 2. pp. 317-364. DOI: https://doi.org/10.1017/S1357321700001847

20. Borghans L., Groot L. Educational presorting and occupational segregation // Labour Economics. 1999. Vol. 6. No 3. pp. 375-395. Waldring I. Practices of change in the education sector: professionals dealing with ethnic school segregation // Ethnic and Racial Studies. 2017. Vol. 40. №. 2. pp. 247-263. DOI: https://doi.org/10.1080/01419870.2017.1245434

21. Weeden K. A., Newhart M., Gelbgiser D. Occupational segregation // Pathways: a magazine on poverty, inequality, and social policy. 2018. pp. 30-33.

22. Косякова Ю., Куракин Д. Имеют ли значение институты? Профессиональная гендерная сегрегация на этапе выхода на рынок труда в советской и постсоветской России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. №. 5. С. 127-145. EDN: https://elibrary.ru/YRHHHH

23. Камешкова Ю. Ю. Гендерная сегрегация на рынке труда // Российская наука: актуальные исследования и разработки. 2021. С. 217-221. DOI: https://doi.org/10.46554/Russian.science-2021.09-1-217/221; EDN: https://elibrary.ru/ARNLIA

24. Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. – М.: Издательство «Перо», 2021. – С. 12-13. EDN: https://elibrary.ru/DHNNZS

25. Рекомендации Международной организации труда от 17.06.2004 № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение», гл. I, ч. 2. DOI: https://doi.org/10.15804/tner.04.2.1.02

26. Solga H. et al. The German vocational education and training system. Germany: WZB. 2014.

27. Beckmann J., Wicht A., Siembab M. Career compromises and dropout from vocational education and training in Germany // Social Forces. 2023. Vol. 102. No 2. pp. 658-680. DOI: https://doi.org/10.1093/sf/soad063; EDN: https://elibrary.ru/YDIPEE

28. Иванов В. С., Коречков Ю. В., Иванов С., В, Рогов Н. И. Институционализация системы высшего образования в России // Теория и практика общественного развития. 2014. №. 1. С. 369-373. EDN: https://elibrary.ru/RVQEQP

29. Бейзеров В. А. Модели развития мировой системы высшего образования // Инновации в образовании. 2015. №. 9. С. 11-18.

30. Шумилина М. А. и др. Институциональные предпосылки развития системы высшего образования в России в конвергенции с Болонской системой // Образование в России и актуальные вопросы современной науки. 2021. С. 272-279. EDN: https://elibrary.ru/HSYXOW

31. Stone J. R., Lewis M. V. Governance of vocational education and training in the United States // Research in comparative and International Education. 2010. Vol. 5. №. 3. pp. 274-288. DOI: https://doi.org/10.2304/rcie.2010.5.3.274

32. Maslak M. A. Vocational Education in the United States of America (USA): The Case of the United States of America (USA) // Working Adolescents: Rethinking Education for and On the Job. Cham: Springer International Publishing, 2022. pp. 61-82.

33. Геллер М. Я. История российской империи. М.: МИК. 1997.

34. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, 2009. EDN: https://elibrary.ru/QXVOTL

35. Поздняков А. Н. История становления образования в России XVII-XVIII веках: особенности политики по подбору и подготовке учительских кадров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2017. Т. 17. №. 2. С. 158-162. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2017-17-2-158-162; EDN: https://elibrary.ru/ZGFWVZ

36. Хаминов Д. В. Нормативное регулирование образования в Российской империи в XVIII-начале XX вв.: этапы и особенности // Правовые проблемы укрепления российской государственности. 2021. С. 43-45. EDN: https://elibrary.ru/HJLWIO

37. Солошина И. А. Реформы учебных заведений в Российской империи начала и середины XIX века. 2021. EDN: https://elibrary.ru/IGPEJA

38. Шпотов Б. М. Участие американских промышленных компаний в советской индустриализации, 1928-1933 гг. // Экономическая история: ежегодник. 2005. С. 172-196.

39. Данилова Е. Н. Как приобщали иностранных рабочих и специалистов к советской системе (первая половина 1930-х гг.) // Клио. 2015. №. 2. С. 112-119. EDN: https://elibrary.ru/TJWQYJ

40. Виноградов В. В. О некоторых особенностях права на образование в СССР: историко-правовой аспект // Актуальные проблемы правового образования несовершеннолетних и молодежи. 2014. С. 87-94. EDN: https://elibrary.ru/UKNBOB

41. Гапсаламов А. Р. Динамика экономического роста СССР в середине ХХ в.: к вопросу об экстенсивных и интенсивных факторах // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2006. №. 11. С. 10. EDN: https://elibrary.ru/HVRSER

42. Олекс О. А. Эволюция профессионально-квалификационной структуры образования: методологические основы исследования макропедагогических систем // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психологические науки. Минск: РИВШ, 2015. Вып. 15, ч. 2. С. 332–339.

43. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92907 (дата обращения 25.06.2025).

44. Труд и заработная плата в СССР: словарь-справочник / Сост. и общ. ред. З.С. Богатыренко. – М.: Экономика, 1984. – 632 с.

45. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025). Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 25.06.2025).

46. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.06.2025).

47. ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст). Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212200/fe0fcde01af39800bd620af2a8e83bd5634875f4/ (дата обращения 25.06.2025).

48. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования». Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157270/ (дата обращения 25.06.2025).

49. Рекомендация по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) 30 октября 2019. ГАРАНТ.РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72817320/ (дата обращения 25.06.2025).

50. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №10. С. 85-97. DOI: https://doi.org/10.33225/ppc/16.10.85; EDN: https://elibrary.ru/WVIMRJ

51. Рекомендации по учету положений профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ (апробационная версия). URL: fgosvo.ru (дата обращения 25.06.2025).

52. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 (ред. от 19.06.2012). URL: http://okpdtr.ru/ (дата обращения 25.06.2025).

53. Крюкова О. А., Ионов С. А. Работодатель и вуз. Три шага навстречу друг другу // Образовательная политика. 2020. №. S5. С. 100-104. EDN: https://elibrary.ru/QPOMWG


Войти или Создать
* Забыли пароль?